Гарри Поттер

Леонид Каганов опубликовал в своём дневнике чудесную рецензию на фильм «Гарри Поттер и дары смерти»:

Наутро пришел человек в костюме, представившийся министром, и объяснил, что у них там скончалось очень важное должностное лицо. Кем работал покойный, я не понял, но наверно Санта Клаусом. Потому что, даже умерев, он завещал всех одарить мелкими сувенирчиками и безделушками. Митя Зорич получил в подарок старый теннисный мячик, девушка-отцеглушилка получила книжку сказок б/у, а парень с дурацким лицом, похожий на Колю Герасимова, но только рыжий, получил маленький фонарик, который не светит, а только ворует свет из лампочек, а если снова нажать кнопку, то кладет его обратно, фактически китайский пульт. На этом завещание закончилось — более ценных вещей у покойного не оказалось. Широко жил партизан Боснюк.

Блог Леонида Каганова

Рецензия вызвала бурное обсуждение. На мой взгляд, суть «Гарри Поттера» наиболее лаконично «схвачена» в этом комментарии:

…Как прочитавший все книги, отмечу, что «Дары смерти» отличаются особо тугим идиотизмом сами по себе, даже на фоне остальной поттериады. Так что, режиссер — не виноват. Вообще, книги о Гарри Поттере рассчитаны на подростковую аудиторию, которая может воспринимать этого мелкого трусливого, лживого и убогого задротика как Очень Душевного Богатого Героя. Хотя 90% времени он хулиганит дисциплину прячась за свое «несчастное детство» и подозрительного директора школы, славящегося своими экстравагантными вкусами. Оставшиеся 10%, он расхлебывает последствия своего поведения, выживая благодаря нереальному числу «роялей в кустах».

Комментарий в блоге Леонида Каганова.

Сам я все семь книг не осилил, окончательно сломавшись на середине третьей. Читать «Гарри Поттера» можно, но занятие неблагодарное. Из фильмов пытался смотреть первые четыре — ни разу не смог досидеть даже до середины.

Основные раздражающие факторы:
  1. Отсутствие внутренней логики вымышленного мира.
  2. Отсутствие внутренней логики сюжета, решение любых сюжетных сложностей при помощи «роялей из кустов».
  3. Подростковые переживания.

Что касается третьего пункта — это не совсем претензия. Понятно, что основная аудитория фантастической/приключенческой литературы — подростки, каждый из которых уверен, что он не такой как все и его ждёт уникальная судьба. Сюжет «забитое ничтожество, вдруг оказавшееся…» будет всегда популярен. Взрослым людям такое читать, как правило, скучновато, но это нельзя назвать минусом самого произведения.

Вот отсутствие логики — это приговор. Хорошая литература может содержать фантастические допущения, а сюжет может делать неожиданные повороты. Но всё это должно складываться в определённую систему. Неожиданные повороты должны лишь казаться неожиданными, органично встраиваясь в структуру сюжета, чтобы по‑настоящему внимательный и вдумчивый читатель мог их предсказать заранее. Выдуманный мир должен функционировать по чётким правилам, пусть эти правила и отличаются от привычных.

В «Поттере» же мир существует лишь в той точке, на которой сконцентрированно в данную секунду внимание читателя. Этот мир совершенно хаотичен, любые установленные там правила немедленно меняются, если это удобно автору. Зачастую изменение «правил игры» происходит по совершенно ничтожным поводам, вроде потребности внезапно напугать персонажей. Если убрать эмоциональную составляющую, останется лишь непроходимая картонная тупость всех без исключения действующих лиц. Реалистичности в них не больше, чем в верёвочных куклах, прыгающих на фоне грубо намалёванного на покрывале пейзажа в средневековом уличном театре.

В чём секрет популярности серии? Да в тех же самых пунктах, которые вызывают у меня аллергию. Подростковые переживания, эмоциональные метания, отсутствие необходимости размышлять в процессе чтения. «Гарри Поттера» можно считать неплохим отражением психологии современных подростков и рекомендовать в качестве специального учебного пособия для психологов и психотерапевтов.

Наверх ↑

  • Антон Газизов

    Недавно скачал и пересмотрел всю серию фильмов. Под текилу с депрессией хорошо пошло, всяко лучше чем какой-нибудь Антониони или даже Гиллиам. Под конец только актеры подросли и меня дополнительно стал волновать вопрос – почему никто так и не покатал Гермиону на своём гиппогрифе.