Двенадцать добродетелей: как создавалась иллюстрация

Качество — значит делать хорошо даже тогда, когда никто не смотрит.

Генри Форд

Вряд ли кто‑то из читателей обратил особое внимание на иллюстрацию, использованную в оформлении перевода «Двенадцати добродетелей рационалиста». По крайней мере, я на это надеюсь. Ведь качественно написанный текст, хорошо выполненный рисунок, талантливо снятое кино — создают впечатление непринуждённости и не содержат ни малейшего намёка на бессонные ночи, разорванные в клочья черновики, десятки эскизов и сотни испорченных дублей.

Тем интереснее бывает иногда заглянуть за кулисы и увидеть обратную сторону творческого процесса. Сегодня я хочу поделиться с вами историей онлайн‑переписки с иллюстратором в ходе работы над картинкой. Эта работа длилась пять напряжённых вечеров (с шести вечера и, как минимум, до двух часов ночи ежедневно). Я постарался убрать всё лишнее, сохранив лишь суть в удобочитаемой форме.

Если вам интересно знать, как далека может быть оригинальная идея от конечного результата и какие метаморфозы проходит иллюстрация на этом пути — приятного чтения!

***

Примите во внимание, что паузы между некоторыми репликами составляют несколько часов, а содержание голосовых переговоров по телефону и Skype осталось лишь в архивах АНБ.

Вы можете загрузить этот текст в формате PDF: Twelve-Virtues-Process.pdf (193 downloads)

Привет. Нужна иллюстрация к этому тексту (приложен документ «Двенадцать добродетелей рационалиста»).

В каком виде надо? На компе?

Да.

А стиль любой, или есть пожелания?

Иллюстрация должна быть в разрешении 2144×1188. Полноцветная.

Стиль — ХЗ. Прочитай текст и выскажи свои мысли.

Ну насчет стиля хорошо б определиться. Ладно. Я прочитаю и напишу.

Я думаю, может самурая минималистичного на белом фоне? Только ему надо какую‑нибудь специфическую детальку, чтобы было ясно, что он рациональности воин, а не хухры‑мухры.

А так, по стилистике типа:
sample-01 sample-02 sample-03 sample-04 sample-05 sample-06

Ты же полноцветную хотел?

Да что‑то мне и минимальноцветная нравится. Чёрно‑жёлтую, чёрно‑зелёную, чёрно‑синюю можно.

А если в этом направлении подумать?
sample-07

Ноу, ноу!

На самом деле здесь не надо прям глубоко уходить в восточную тему. Должна быть определённая ассоциация, но без фанатизма. Всё же, цель — стремление к истине, а не рубка тушек.

Соответственно, это может быть вообще не самурай совсем, но нарисованный в стиле, в котором обычно рисуют самураев, чтобы была понятна параллель — Путь и всё такое.

Тогда скорее не меч, а каллиграфическая кисть и свиток. Или прибор какой‑нибудь. Учёные штуки. Символ познания.

Можно.

Например, телескоп. Или ещё какая астролябия.

О! О! Сейчас, погоди. Вот:
sample-08 sample-09 sample-10

Это я не к тому, что надо в этом стиле. Это к тому, что некая схожая аллегория получится.

Ну да, примерно это я и имела в виду. А по стилю я согласна. Минимализм с намёком на дзен.

<…> Смотри эскизы:
sketch-01 sketch-02 sketch-03

Поглядел.

Первые мысли такие: камушки и звёзды можно оставить (в конечном варианте же станет понятно, что это камушки и звёзды?). Остальное надо менять.

Чувак не должен быть самураем прям, он должен быть современно одет. Может, пара элементов должна напоминать самурая, типа хвост на голове? Он должен идти вверх, а не торговать лицом в камеру. Телескоп с микроскопом выглядят нелепо, может, ему в руки свиток какой‑нибудь дать, а телескоп, или там астролябия какая пусть торчит из рюкзака, например?

Есть ещё такая мысль — может, часы изобразить, где каждый час — символ одной из добродетелей?

Или зодиакальный круг, где вместо тупых знаков зодиака умные альтернативы?

Хм. А я сначала сделала чувака в халате учёного, а потом подумала, что, наверное, самурай таки должен быть и вот как‑то… Часы можно, но как изобразить добродетели? Ведь нет каких‑то устоявшихся символов для них. Зодиак тоже можно, только я ХЗ, насколько он узнаваем.

Самим придумать же. Устоявшиеся и не надо. Это иллюстрация, нет цели сделать её самодостаточной в отрыве от текста.

Думаешь, исходя из текста читатель догадается, что это именно символы этих добродетелей и какой из них что значит? Я поняла, что ты предлагаешь придумать. Просто усомнилась в том, что прочитается.

Да. Или нет. Надо, чтобы выглядело богато и загадошно, привлекая внимание, остальное — дело второе. Но я буду ссылку на перевод отправлять автору, будет стрёмно, если там совсем левая попса будет, девки в бронелифчиках а‑ля Борис Вальехо.

Понятное дело. Я подумаю, короче. Силуэт найти б ещё. Чтоб и современно одет был, и на самурая похож. И не хиппи получился.

<…> Смотри:
sketch-04 sketch-05 sketch-06 sketch-07 sketch-08 sketch-09

Не могу выбрать один вариант чтоб сделать. Такие вот мысли пока.

Это вот окно-дверь-типа на обсерваторию намёк. Насчет символов я думаю — может, иероглифами написать? Или и значки и иероглифы, если в виде зодиакального круга? Чтоб хоть какой намёк на японцев был. А то несамурайский силуэт как‑то несолидно вообще выглядит. Какая‑то советская научная фантастика…

Вспомни, какое разрешение должно быть у картинки. 2144×1188. Формат «мой дорогой сэр, совершенно альбомный», а у тебя везде портрет.

Блин. Я вчера думала, альбомный формат или вертикальный, но так и не уточнила.

А так, давай на основе предпоследней делать. То, что надо!

ОК. А с вертикальностью что?

С вертикальностью расширять картинку вширь. Что ещё с ней можно сделать?

Ещё вопрос. Сделать ступени‑камушки, или таки книжки?

Книжки. Выход можно круглый и побольше, как на последней, например.

А часы/зодиак такой типа печатью c контуром светящимся?

Ага, отлично. Кстати, а какие символы ты рисуешь на циферблате?

Пока никакие. Так циферблат или зодиачную штуку? К циферблату надо и стрелку какую‑то придумывать.

Циферблат. Стрелка не нужна. Вместо цифр — пиктограммы.

Если без стрелок, непонятно, что циферблат.

Да и бог с ним. Ты можешь нарисовать так, чтобы его потом можно было отдельным слоем вставить? Давай пока вообще без него, а я подумаю про пиктограммы.

Смотри:
sketch-10 sketch-11 sketch-12

<…> Или вот так:
sketch-13

Что с циферблатом‑то? И вообще, тёмное делать, или как на эскизе было?

Мне кажется, как на эскизе.

А что у тебя циферблат серым стал? Пусть жёлтый‑светящийся остаётся, мне кажется.

Может и впрямь лучше комнату оставить тёмной… ХЗ, в общем, смотри сама, как красивее.

Жёлтым он как‑то не светился. Поэтому я попробовала либо комнату тёмной, либо его серым.

Понял. Наверное, лучше комнату тёмной. Плохо только, если она одного цвета с небом будет. Наверное.

Ну вот можно попробовать разные оттенки серого. :-) А синий только в небе.

ХЗ. Жёлтый на синем очень хорошо светится. Может, небо чёрным сделать?

Это да. Хм. Можно попробовать. Так?
sketch-14 sketch-15

Вообще, круто. Не уверен в коричневом чуваке.

И подозреваю, что лучше бы всё сделать чуть посветлее (у меня откалиброванный монитор и выглядит очень темно). Но если и светлить, то буквально чуточку. Сейчас цвета очень приятные.

Окай. Ну, сделаю несколько вариантов по контрастности. Я на ноуте рисую, здесь цветопередача никакая.

Если книжки и чувака сделать ярче, то может и не надо светлить. Может, чувака тоже подсветить? Пусть будет серебристый! Получится прикольный намёк на «Гарри Поттера и методы рационального мышления». Типа, мягко светящийся белый, серебристый, или типа того.

Повертим так и сяк. Если честно, эскизная контрастность мне больше нравится. Но ХЗ, что в конечном варианте будет лучше. Пиктограммки — подумать надо. Я вот думаю, может стоит этот циферблат более похожим на магическую печать сделать? Или часы и часы, только без стрелок?

Думаю, не надо с ним ничего делать. Сейчас хорошо. Только точки пиктограммами заменим.

Выглядит, как щит. В центре надо что‑то замутить. Может, стрелку как на компасе?

А если убрать внешний обод?

Всё равно на часы не похоже.

Да и фиг с ним. Пусть будет загадошная НЕХ. Можно и внутренний круг убрать. Оставить только сами символы по кругу (пока точки). Что получится?

Ээ… Ну пусть загадошная, но эстетичная всё ж.

Покажи, как получается без ободков?

Вот так:
sketch-16

Два круга получается. Не очень.

Если без внешнего тоже?

sketch-17

Вместо того, чтобы убрать, добавила. Снизу штрих, кстати, в тему.

Убрала внешний обод же. Добавила намёк на деления.

Всё‑таки хотелось бы убрать вообще круги вокруг точек.

А. Сейчас.

Оставь прикольный штрих снизу, но убери круги и деления вообще. Оставь только точки.

Вот:
sketch-18

Блин, теперь внутренний круг остался. Ты вообще без кругов можешь обойтись? :-)

sketch-19

Так?

Ну, типа.

Я бы в центре все равно какую‑нить хрень поставила, типа ось. Подумаю.

Это точно не лишнее? Чем меньше, тем лучше же. Чувака ещё светящимся сделай.

Про центр — идеи:
sample-11 sample-12

Лабиринт вот.

Вот это интересная идея! Только к центру должен таки вести путь. А тут получается, что до центра добраться нельзя. Месседж неправильный. :-)

Не, типа эта вся фигня вокруг идущего вертится. Можно её немного развернуть, чтоб понятнее было.

Ещё:
sample-13

У меня мысль была про последнюю добродетель. Чтобы вокруг одиннадцать точек, а одна в центре. И к ней ведёт лабиринт от одиннадцати.

Ага. Прикольно.

[ Долгое ожидание ]

Вперёд, Плотва!

Все силы брошены на западный фронт!

Х*япадный. В следующий раз обращусь к индусам с еланса!

Меня не запугаешь. Смотри:
sketch-20 sketch-21 sketch-22

Второй вариант, однозначно.

Теперь пиктограммы. Есть два варианта: на кружочках их нарисовать, или вместо кружочков чтоб прям сами пиктограммы были светящимися.

Мне кажется, второй вариант будет лучше, т. к. сейчас слишком доминируют они.

Вот я тоже думала, вместо кружков.

Great minds think alike!

А лабиринт как‑нибудь поинтереснее может сделать? В виде отпечатка пальца,например.

Надо посмотреть, как будет выглядеть. Сходу неочевидно, что будет хорошо.

Давай придумывать пиктограммы. Любопытство — вопросительный знак.

Отречение — разорванная цепь. Достаточно двух звеньев, см. привязка размеров друг к другу в том же гимпе, только надо как‑то поинтереснее.

Легкость — перо.

Беспристрастность — весы?

Спор — м.б. восклицательный знак?

В виде молнии с щитка высокого напряжения.

Плохие варианты, оба. Нужен спор в смысле дискуссии, а не мордобоя. Ассоциации: форум, обсуждение. Возможно, много сторон.

Эмпиризм — что‑то связанное с практикой, экспериментом. Возможно, пробирка химическая.

Простота — маленькая точка, или правильная окружность?

Скромность — ?

Перфекционизм — алмаз с маленькими лучиками сияния вокруг?

Точность — ?

Перфекционизм, кстати, может и идеальным кругом остаться.

Эрудиция — книга, свиток?

По всем пунктам жду предложений и альтернатив.

Стиль — я думаю, как алхимические/астрологические символы планет. Не сложнее.

sample-14 sample-15

Принято. Думаю.

Скромность — листок с надписью «plan B»?

Или фи́говый листок.

Здесь же очень конкретное значение слова скромность.

Может, в качестве скромности буддийского монаха схематичного? Палка, палка, огуречик.

Тут мне подсказывают, что какой‑то цветок считается символом скромности. Типа фиалка. Цветок — это тема, я считаю.

Какой‑нибудь самый простой цветок и так будет норм, но если есть какой‑то, который «официально» символ скромности — тогда, считай, и думать дальше не надо.

А не ромашка? Посмотрю в инете. Я за цветок, в принципе. Ещё думала про мышь. Она тоже символизирует скромность.

Мышь мне не по нраву.

Ну, цветок так цветок.

Точность — линейка, штангенциркуль.

Текущий вариант:
sketch-23

Самые большие проблемы вызывают Спор, Отречение и Простота. Насчет отречения я тут нашла инфу, что в буддистских традициях отречение символизирует олень/носорог/единорог. Т.к. он якобы «никогда не ночует на одном месте».

Простота — любая простая фигура. Квадрат имеет в одном из значений простоту и «понятность». Или стилизованное одноклеточное, например.

Эмпиризм — либо колба, либо всяческие вариации с ладошками, глазками, ушками и пр.

Спор — вообще ХЗ. Так и сяк вертела тему «столкновения мнений», большой значок — это вообще какая‑то славянская свастика, если честно.

Кстати. опять же у восточных ребят символ диалектики — иньянь. Можно свернуть <нечто> в такую же загогулину, с намёком на иньянь. Но я не могу придумать ничего, кроме двух рож. Ступор.

Отречение — лысая голова?

Разорванная цепь, всё же, как символ свободы воспринимается.

На эрудицию можно и книгу…

Жду, короче, что скажешь.

Цепь я ожидал примерно такую:
sample-16

Хм. Я бы не поняла, что это цепь.

Ну да, надо хотя бы два звена. Но мне нравится спецэффект «я разламываюсь именно сейчас!»

Эффект можно добавить.

Вообще, в целом, у тебя иконки сложнее, чем я рассчитывал.

Решай, что упрощать.

Идеи для «спора»:
sample-17 sample-18 sample-19 sample-20 sample-21 sample-22 sample-23

Всё, так мы каши не сварим. Давай вместе рисовать.

Варианты: flockdraw, awwapp

[ В этом месте была трёхчасовая голосовая связь по Скайпу, мозговой штурм с рисованием в четыре руки в онлайне; совершенно уморительные обсуждения, сотни найденных примеров, десятки нарисованных и отвергнутых пиктограмм и похабный комикс про фашистов, нарисованный коллективными усилиями под конец в качестве средства от переутомления. К сожалению, история не сохранила процесс. Ниже приведены промежуточные результаты, отправленные в ходе «погружения». ]

sketch-24 sketch-25 sketch-26 sketch-27 sketch-28 sketch-29

Уф!

У вас ус отклеился. В смысле — голова просвечивает. И другие части тела.

Это ща поправим. Я что думаю. Надо эту херь либо крупнее делать, либо мельче. А то она с дырой одного размера. Не дело.

Попробуй. Действительно, плохая рифма.

Может, отрежешь лабиринту три внешних слоя и пиктограммы поставишь ближе к центру?

Сейчас попробуем. Может, даже двигать пиктограммы не придется.
sketch-30

Может, прижать всё же?

sketch-31

Что за белый штрих у него между ног?

Погодь, посмотрю. Видимо, от дублирования слоев вылез.

Ну и вообще картинку просмотри на предмет таких артефактов.

Ага. Ещё вопрос. Может, значки не уменьшать, а просто пододвинуть? Что‑то они куцые какие‑то стали. А?

Уменьшать не надо было. Я сравнил — они ещё светиться как‑то слабее стали, непорядок!

sketch-32

Годнота, ставим! Присылай в полном разрешении.

В PNG?

Да. В жэпэгэ я его сам жэпэгэ.

Ещё исходник давай, пока не забыли.

<…>

Результат: https://dsent.me/blog/2015/06/17/twelve-virtues/

Ну что же ты молчишь? О**енно у нас получилось?

С телефона очень чёрная картинка. Но вообще, ничего так, ага :-)

Бухаем!

  • Текст представляет собой выдержку из личной переписки автора в литературной обработке. Автор всех оригинальных иллюстраций (имена файлов начинаются с символов sketch-) — Александра Сентябова. По вопросам использования иллюстраций и текста за пределами сайта dsent.me пишите сюда: business@dsent.me.
  • Некоторые изображения, приведённые в тексте (имена файлов которых начинаются с символов sample-), были найдены в интернете и использовались исключительно для пояснения идей и концепций в ходе работы над иллюстрацией. Никакая часть этих изображений не копировалась и не была использована в самих иллюстрациях. Уменьшенные копии изображений в низком качестве размещены на сайте dsent.me с целью демонстрации процесса работы над иллюстрацией читателям сайта. Все права на эти изображения принадлежат их авторам. Автор текста полагает, что характер использования этих изображений отвечает критериям добросовестного использования (fair use). Претензии принимаются по адресу business@dsent.me.

Наверх ↑